О стадиях развития в Го.

Роман Кукушкин, двукратный Чемпион Воронежа по игре Го:

Хочу сказать немного о навыках и знаниях, которые получает игрок в Го по мере продвижения к вершинам мастерства. Выделю такие:
1) понимание общей цели и принципов игры (захват и удержание территории);
2) понимание средств (построение живой группы);
3) тесудзи;
4) просчет вариантов;
5) семеай;
6) правильное йосе;
7) оценка баланса территории;
8 ) психологическая устойчивость;
9) знание правильных форм;
10) джосеки;
11) понимание различий между различными вариантами правил;
12) игровая эрудиция.

Роман Кукушкин перед турниром


(В статье используются японские термины Го, прим. ред.)

Роман Кукушкин: Это разделение достаточно условно. Если игрок достигнет абсолютного мастерства в некоторых из этих аспектов, его сила автоматически станет абсолютной – он будет делать лучшие ходы в любой позиции (это пункты 3, 4, 6, 7, 9). Но абсолютное мастерство – это скорее абстракция и реально эти навыки развиваются независимо, хотя при этом для развития каждого из них требуется определенный уровень владения остальными. Попробую предположить, на каком уровне развиваются каждый из этих навыков.

1. Понимание общей цели игры. Здесь игрок после того, как узнает, что ходы делаются по очереди в перекрестия доски, учится осознавать, какие именно группы образуют территорию. Развитие идет от 30к и в основном завершено к 5к (более слабые игроки могут ошибаться в оценке статуса групп).

2. Понимание средств (построение живой группы) – игрок должен осознавать статус своих и чужих групп. Предположу, что до 20к этот навык почти не развит. К уровню 1д этот навык в основном сформирован, хотя развитие может немного продолжаться.

3. Тесудзи. Это нахождение локально лучшего хода. Тесно соприкасается со знанием правильных форм и просчетом вариантов. Этот навык развивается примерно с 18к и, кажется, продолжается до конца развития (т.е. до 9д, что соответствует уровню игры про)

4. Просчет вариантов. Кажется, до 20к не считают вообще. Потом уже начинают. Для развития счета очень важно понимание жизни и смерти, а также правильных форм. Навык является основой для тесудзи, джосеки, йосе, семеая, понимания жизни и смерти и оценки правильных форм. Наверное, счет ограничен, поэтому после 5д навык сильно не развивается и игрок растет скорее за счет игровой эрудиции.

5. Семеай, т.е. понимание ситуаций, когда статус белой группы зависит от статуса черной. Чтобы объяснять семеай, необходимо базовое понимание жизни и смерти. Поэтому навык формируется после 15к. К 3к он в основном изучен (хотя возможны ошибки из-за непонимания тесудзи или правильных форм).

6. Правильное йосе. Т.е. понимание стоимости ходов в конце игры и правил выбора последовательности. До 15к йосе не очень интересно, хотя и развивается. Правильные формы йосе и мастерство счета растет до поздних уровней, предположу, что до 7д.

7. Оценка баланса территории. Навык развивается после 10к, когда почти все остальные базовые навыки уже инициированы. Развивается поздно, т.к. для него нужно неплохо владеть вопросами жизни-смерти, тесудзи, йосе и прочее. Навык растет до поздних уровней, видимо до 9д.

8. Психологическая устойчивость. Самый важный из неигровых навыков. Растет до начала игры в го, изменяется постоянно, независимо от уровня игры.

9. Знание правильных форм. Близко к тесудзи. Хорошо проявляется в блице – типа соединения на нодзоки, закрытия прорезаемой бамбы и т.п., хотя это только самые характерные случаи. То, что камень 4-4 надо атаковать кеймой (6-3) – тоже пример правильной формы, а есть и более сложные. Наверное формы начинают развиваться с 25к и продолжают до 9д, где вливаются в игровую эрудицию.

10. Джосеки. Их обычно выделяют из общего списка правильных форм. Правильные формы в углу разбирают примерно с 15к, на уровне 5к добавляется умение правильно выбирать правильное джосеки, и дальше кажется рост идет до поздних уровней.

11. Понимание различий между различными вариантами правил. Видимо, достаточно личное. На уровне 2д я все еще не помню, чем новозеландские правила отличаются от AGA и не люблю счет по китайским. Поэтому – в 20 к изучается один вариант правил (в России чаще японские?), а дальше по разному, может быть в среднем до 3д.

12. Игровая эрудиция. Сюда можно отнести все – правильные фусеки, историю игры, имена знаменитых игроков, связь Го и реального мира, ну и конечно каждый из игровых навыков вносит свой вклад. Поэтому диапазон развития – 30к-9д.

Буду благодарен за любые отзывы о статье, мнения о диапазонах развития, дополнения и уточнения к списку игровых навыков.

Роман Кукушкин.


Просмотров: 1 315
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий